Фестиваль 2010.




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















30.01.2017

Нью-Йоркский Дневник - 4. 2 оперы и мюзикл a capella

00:43  /  30.01.17

Нью-Йоркский Дневник - 4. 2 оперы и мюзикл a capella

Посещаю регулярно Метрополитен-оперу, и начинаю понимать, как трудно поддерживать порядок в оперном театре, и вообще…

Посещаю регулярно Метрополитен-оперу, и начинаю понимать, как трудно поддерживать порядок в оперном театре, и вообще – вести оперное «хозяйство». (Привет моим друзьям - директорам российских музыкальных театров).

Как трудно каждый вечер собирать трехтысячный  зал, и чтобы публика не уходила в антракте раздраженная, мол, что это вы нам показываете, а наоборот, сидела до последнего аккорда, и потом еще долго хлопала и кричала «браво» и «бис».

Ну ладно если это новенькая постановка, и идет всего 5й раз… Понятно, многие еще не видели…А если постановке уже 10 лет? И сегодня, в этот вечер, нет никаких крупных звезд? А на дворе метель, дождь и снег?

Как заполнить зал?

Kонечно, Нью–Йорк уникальный город, среди его 20 миллионов жителей, даже если 5 процентов любит оперу, это уже  миллион человек, и этого достаточно. чтобы весь сезон зал был полон. А их гораздо больше!

Но ведь надо составить сезон! Да так, чтобы было всего понемногу: старые звезды и молодые, только восходящие певцы, традиционные названия и относительно редкие, немного модернизма (но не далее Рихарда Штрауса) немного барочной классики (но не раньше Глюка), капелька авангарда (какая-нибудь современная финская композиторша).

И изо дня в день быть готовым к тому, что кто-то потеряет голос, вывихнет колено или кому-то на голову упадет кирпич… все может быть. Но надо выкручиваться…

И менеджмент выкручивается… Когда с честью, когда – как получится…

До сих пор машина «Мет» работала безукоризненно…

В этом году – мы с Ирой, правда, ходили очень часто, и иногда на рядовые спектакли – стало заметно, что и здесь  в зале бывают пустые места, и люди уходят в антракте, и бывают певцы не первого класса, и расхождения певцов с оркестром, а тенора пускают «петуха».

Словом все, как у всех.

Хотя это звучит примерно так: и у миллионеров болит живот. Или зубы.

Но все-таки миллионеры живут не так, как все остальные. По-другому.

Фитцджеральд сказал: «Богатые не такие, как мы с тобой». Это относится не только к людям. К театрам тоже.

***

Наблюдение a part.

Интересно, что просмотрев несколько «больших опер» 19 века, я вдруг заметил, что во многих  из них есть одна и та же ситуация, один прием.

Это обычно в  самом начале, в завязке.

А именно: молодая девушка видит молодого человека. И чувствует, что он «проник» в ее сердце.

Это как бы такое Е2 - Е4 шахматной партии. Далее гамбит разыгрывается по-разному. Но как правило приходит к трагическому концу.

Назову только названия опер где это именно так, и те, кто знают, меня поймут.

Вспомним:

«Ромео и Джульетта» (Гуно.)

«Риголетто»

«Севильский цирюльник»

«Кармен»

Две главные русские оперы: «Пиковая Дама», и «Евгений Онегин»

И даже «Леди Макбет Мценского уезда». И «Война и мир» Прокофьева.

Нет, конечно, не надо думать, не все оперы развиваются по такому сценарию…Есть «Борис Годунов» и «Хованщина»,  есть «Набукко» и «Дон Карлос». Ничего такого нет в «Фальстафе» и в «Аиде»...

Но все-таки этот мотив – женщина (девушка) очарована встречей с юношей (мужчиной) и далее все идет к трагическому концу.

Стоит подумать об этом, почему именно так, почему причиной всех драматических событий служит не взгляд мужчины, но взгляд женщины…

 

***

Перейду к своим впечатлением от спектаклей. виденных мною в МЕТ за последние дни.

«РОМЕО и ДЖУЛЬЕТТА» по Шекспиру, музыка Шарля Гуно.

Одна из самых образцовых опер 19 века.

Это вообще-то идеальная романтическая опера. Ничего удивительного, на этот шекспировский сюжет написано много опер, около 50, и до сих пор пишут, ведь трудно говорить о более  оперном сюжете, чем повесть о «Ромео и Джульетте». (стишок случайный!)

Здесь есть все, что нужно для оперы: роковая любовь, вражда, смерть, да не одна а целых 4, красивая обстановка, Верона, Италия – о чем еще можно мечтать любому оперному композитору.

Замечу, что и для балета это очень подходит, и хотя много «музык» для балета на эту тему было написано за эти века, но Прокофьев всех, конечно, перебил, и когда говорят «Балет «Ромео и Джульетта» то никто не спрашивает на чью музыку, всем ясно, что музыка Прокофьева.

В оперном мире все-таки существует альтернативы: опера Беллини «Капулетти и Монтекки» ставится довольно часто, есть еще вялое произведение Берлиоза, которое непонятно к какому жанру относится, и играется довольно редко.

Но Шарль Гуно обошелся с этим сюжетом лучше всех.

Скажу несколько слов о Гуно.( Не буду дублировать ВИКИпедию, посмотрите сами.) Жизнь его была богата на всякие приключения, он переезжал из страны в страну, был и бедным и богатым, женился, разводился и даже лечился в дурдоме.

Но меня интересует его оперное наследство. Он написал много опер – целых 13, выжило только 2: «Фауст» и «Ромео». ( массу всякой другой музыки)

Причем «Фауст» известен гораздо больше, а «Ромео» гораздо лучше написан.

Остальные 11 опер канули в Летейской библиотеке, и никто их даже не пытается возродить. И множество другой музыки, которую написал Гуно, никогда не исполняется, во всяком случае я никогда не слышал. ( «Аве Мария» не в счет. Да это и не совсем Гуно)

А вот названные выше две оперы - это суперхиты. Они ставятся по всему миру, и ни один приличный оперный театр не может пройти мимо, и каждый сезон где-нибудь ставят или «Фауста» или «Ромео». И это большой успех композитора Гуно.

***

Постановка в МЕТ – совсем новая, премьера состоялась  в Новогоднюю ночь 2017 года. Поставил спектакль Бартлет Шер, любимчик руководства МЕТ, у него здесь идет 6 спектаклей, об одном из них – «Севильском цирюльнике» -  я недавно писал. Он к тому же много ставит на Бродвее, не так давно здесь закрылся спектакль «Скрипач на крыше» в его постановке.

Я видел этого «Скрипача», это было классно.

Бартлет Шер – режиссер традиционный. Он никуда не переносит действие. «Севильский цирюльник» происходит в Севилье примерно в 18 веке, а «Ромео и Джульетта» - в Вероне в 16 веке. Он не искажает партитуру, не меняет сюжет, традиционные декорации и костюмы.

Все как у автора. Наслаждайтесь прекрасной музыкой, прекрасным пением, замечательным оркестром и хором! Режиссер вам не мешает!

И правда, музыкальная часть спектакля первоклассна. Дирижер Джанандреа Нозеда (хорошо известный российским зрителям по его работе в Мариинском театре) добивается мощного звучания, где нужно – мягкого и лирического, где нужно – страстного и романтического. Превосходные солисты (на спектакле, на котором мы были,  в роли Ромео был молодой и очень красивый (внешне) тенор  Витторио Григоло, восходящая звезда среди  мировых теноров, а в роли Джульетты – трогательная Аманда Вудбери.) В первом составе поет Диана Дамрау, но в этот вечер ее почему-то не было.

Отмечу еще среди исполнителей нашего Михаила Петренко. Он был замечательным Базилио в «Цирюльнике» а в «Ромео» он был  братом Лоренцо. Михаил уже давно перестал быть этническим певцом, как часто бывает с русскими исполнителями, которых используют для пения только в русских операх, нет, он блестяще поет и по-итальянски, и по-французски, и по-немецки во всех великих операх, в том числе и заглавные партии. Будем ждать его новых успехов.

Интересно как здесь работают титры. (вообще, "Мет-титры" я считаю великим достижением человечества. Но об этом я уже писал).Все мы знаем, казалось бы, сюжет шекспировской драмы; но когда следишь за титрами, узнаешь массу разных неизвестных тебе деталей.

Ну например. Знаете ли вы кто такая Розалина? Да-да, в «Ромео и Джульетте»?

Не знаете?

И я не знал. Забыл, скажем так..

Оказывается, это предыдущая «гёрл-френд» Ромео. Он ее много раз упоминает. И в опере она присутствует.

А знаете ли вы, что у кормилицы Джульетты есть имя? Нет, не у Шекспира, а в опере Гуно. Ее зовут ( наверное выдумка либреттистов) Гертруда. Не очень удачная выдумка, конечно, среди всех итальянским имен дать кормилице имя матери Гамлета. Но прикольно!

Еще раз подчеркну, что музыка Гуно идеально соответствует сюжету и выбранному им стилю. Жаль только, так мало хитов, шлягерных мелодий. В такой опере они должны быть. А здесь всего один хит – «Вальс Джульетты» в первом акте.

По идее мог бы быть хитом и дуэт перед разлукой, и последний их дуэт перед смертью, но хит не получился (а у Верди в «Аиде» получилось!), да мало ли что может неожиданно стать хитом, иногда независимо от воли композитора.   (Вспомним «Песню певца за сценой» из оперы Аренского «Рафаэль»).

Поэтому «Фауст» и «переигрывает» «Ромео», и чаще ставится: в нем больше шлягеров. Вспомните: Ария Фауста, Каватина Фауста, Ария Валентина, Ария Маргариты, Баллада о Фульском короле, Куплеты Мефистофеля, Ария Мефистофеля, даже куплеты Зибеля («Расскажите вы ей, цветы мои») и на закуску «Вальпургиева ночь» ( балет) и знаменитый «Марш».

Пожалуй только «Кармен» сравнима с «Фаустом» по количеству знаменитых, всем известных мелодий.

Но все равно, я уверен лучшая опера Гуно – это «Ромео и Джульетта». Она по-настоящему будит человеческие чувства, что в опере бывает крайне редко. И когда Ромео выпивает в конце яд, а Джульетта просыпается от своей псевдо-смерти, и мы понимаем, что нет, уже поздно, ничто не спасет их, то слезы подступают к глазам. Здесь конечно велик Шекспир, но велик и Гуно.

В общем, «Ромео и Джульетта» был спектакль - праздник, именины сердца. Такой и должна быть настоящая, большая, романтическая опера. Слушаешь музыку, смотришь на сцену и наслаждаешься. Так жанр оперы и был задуман ее великими создателями.

***

  Чего не скажешь о спектакле «Риголетто» - здесь откинуться в кресле и наслаждаться не пришлось.

Потому что эта постановка – явная неудача. Режиссер Майкл Майер был приглашен поставить «Риголетто» после того, как он удачно поставил на Бродвее спектакль «Весеннее пробуждение». « Spring awakening”.

Он получил премию «Тони», и директор МЕТ Питер Гелб, очевидно, решил использовать режиссера для постановки «Риголетто» и попытаться привлечь в оперу молодежь.

Попытка явно не удалась. Вместо того чтобы создать яркое, современное, молодежное зрелище, получился довольно скучный спектакль, к тому же с явными логическими проколами.

Конечно действие перенесено. Кому интересна неведомая Мантуя?

 Из старинной Мантуи нас переносят в Лас-Вегас 60х годов 20 века.

Как все говорят, в эпоху Rat Pack.

Знает ли современная молодежь что такое RAT PACK? Вряд ли. Только какие-то особые любители. В равной степени это сейчас мало кто знает и в Америке, и в России и во всем мире.

Поясню для тех, кто не знает.

Rat Pack (в переводе «Крысиная стая») – это была группа американских исполнителей, примерно с 50х до 70х годов прошлого века: в разные времена их было больше или меньше, но самыми известными были трое: Фрэнк Синатра, Дин Мартин, и Сэмми Дэвис Джуниор. Это была целая эпоха  - и в манере пения, и в аранжировках, и в одежде, и в интерьерах – эпоха, которая так и называлась Rat Pack. (Почитайте об этом в Интернете. Я очень люблю эту эпоху, и много слушал этих певцов).

Но в оперном театре это не получилось совсем. Ну, не легло это на оперу «Риголетто».

Прежде всего не понятно, зачем в этом спектакле изображается Казино?

Зачем Лас Вегас?

 Никто здесь не играет ни в рулетку, ни в другие азартные игры, нет присущего казино нервного напряжения, сопутствующего большим ставкам – а ведь нам намекают, что это крутые ребята. Аж сам Дюк! У которого свита человек 50 (хор, естественно).

А что они все здесь делают?

Охотятся за девками? Ну, это не в казино… Тут и так все девушки  доступны, дело только в цене.

И непонятно в какой роли здесь Риголетто? Шут… в казино? Вы когда-нибудь видели шута или клоуна в казино? Там все заняты серьезным делом. Все играют на деньги, иногда на очень большие деньги…

У меня есть приятель, такой настоящий игроман, так вот он когда играет в казино, предпочитает делать это в полном одиночестве… Все почтительно уходят ( кроме крупье, разумеется).

А ведь Риголетто сам, очевидно, игрок, а к тому же подонок и развратник ( это было ясно еще в пьесе Гюго, по которой написана опера). Он добывает чужих жен своему боссу, а потом над ними потешается.

Поэтому никакого сожаления к нему быть не может. И когда судьба достает его самого – это лишь возмездие за все его грехи. И все его Арии и Каббалетты – лишь продолжение его несчастной и грешной жизни.

Не буду сейчас погружаться в другие несовпадения и неточности сценического сюжета, противоречащего сюжету и словесному и музыкальному.

Но одна новация меня абсолютно потрясла - в плохом смысле этого слова.

Как известно там есть персонаж – граф Монтероне. Помните, тот самый человек, который произносит в начале оперы «Проклятие Монтероне» и это проклятье с неизбежностью сбывается.

Так этот Монтероне здесь выряжен… арабским шейхом. Да, да, таким вот арабом, в бурнусе и в чалме, с типичными арабскими повадками.

Почему? Чего вдруг?

Ведь у Верди это - граф Монтероне, который пытается мстить за поруганную честь его дочери.

Неужели арабский шейх, который может иметь триста жен, а количество детей он просто не знает, (да и вообще ему  не до этих детей,) придет к боссу мафии, чтобы бороться за честь своей дочки.

В чем здесь фишка, я не понял. По моему, просто чушь!

Ладно, это уже не новая постановка, наверное ее скоро снимут (в зале было много свободных мест).

Не буду перечислять и обсуждать исполнителей. Они были хорошие. Но не выдающиеся. Они хорошо делали свое дело.

Но не могу не отметить одну звезду, одно яркое место во всем этом спектакле. Это наша ( ну, условно «наша», скорее «из наших») певица Ольга Перетятько. С момента ее появления на сцене, и до ее трагической смерти ( в кузове «кадиллака», как не странно, а не в мешке, как обычно) она становится центром событий, и неудержимо привлекает глаз. Она очень хороша собой, стройная, высокая, красивая и при этом потрясающе поет.

Ее сопрано разрезает огромный зал МЕТ оперы как лазерный луч, и прекрасно слышен в любом конце зала. Особенно это чувствуется  когда она поет в дуэте или в ансамбле. В знаменитом «Квартете» из 4го акта, где казалось бы «все равны», Джильда вела свою партию безукоризненно чисто и выразительно – и была лучше всех.

Я много раз слышал Ольгу Перетятько в записях, но ни разу – живьем. Очень рад что довелось ее увидеть и услышать в замечательном (акустически!) зале Метрополитен оперы.

***

Ну и в заключение - об одном новом мюзикле. Называется он «In Transit». Что означает «В движении»… Или "в переходе". Или даже «в  переходном периоде»

Я много слышал и читал об этом мюзикле, как о некоем удивительном «бродвейском чуде», новом слове в музыкальном театре

И мы с Ирой решили посмотреть «своими глазами».

Действительно – это нечто необычное. Это мюзикл a-capella. В спектакле нет оркестра и ни одного музыкального инструмента. Все аккомпанементы делаются голосами, все уровни музыкальной ткани заполняются вокалом. И ударные тоже – голос.

В этом нет ничего нового, такие ансамбли есть и у нас, в России.

Но целый мюзикл 2 часа без перерыва, всё время все 11 человек поют, то соло, то вторые партии – это поистине удивительно. Почти у всех есть сольные высказывания, арии, много дуэтов, и бесконечные ансамбли. И это – класс! И совсем вне бродвейских традиций. Хотя таких «нетрадиционных» мюзиклов все больше: «Гамильтон», «Наташа и Пьер», скоро будут еще.

Хотя если совсем честно: все-таки без оркестра - это немного утомительно. Когда минут через 20 ты понимаешь, что никаких инструментов не будет, даже гитары, или аккордеона, то становится немного скучно. Потому что человеческие голоса, при всей их красоте очень однообразны по тембру…

Ну ладно, не в этом дело. Там же все-таки еще есть пьеса… и разговорные куски. И много разных интересных историй. Так что ничего, можно  потерпеть…

В общем, это портрет города Нью-Йорка, в основном нью-йоркского метро, подземки, но и много другого – вокруг метро.

Не буду рассказывать эти истории, их несколько, они переплетаются, и они все из жизни любого большого города. «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся» - помните старую песню. Это то самое, только в городе Большого Яблока.

Женится здесь правда только одна пара, два симпатичных парня. А что поделаешь – это тоже жизнь большого города. И к этому здесь все уже привыкли… Привыкли и мы. Но очень не хочется, чтобы к этому привыкли наши внуки…

***

Ну что же, очередная доза моего дневника подходит к концу.  Я совсем не касаюсь той бесконечной мыльной оперы, которая разворачивается по телеку, где главный герой – президент Дональд Джон Трамп. Оторваться невозможно.

Но это отдельная песня.

Надеюсь, скоро напишу еще.


назад

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж