Фестиваль 2010.




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















21.01.2017

НЬЮ –ЙОРКСКИЙ ДНЕВНИК – 3. ОДНА ИНАУГУРАЦИЯ, ОДНА ОПЕРА И ОДИН МЮЗИКЛ

09:37  /  21.01.17

НЬЮ –ЙОРКСКИЙ ДНЕВНИК – 3. ОДНА ИНАУГУРАЦИЯ, ОДНА ОПЕРА И ОДИН МЮЗИКЛ

КОЗЫРНАЯ ИНАУГУРАЦИЯ (Для тех, кто не понял шутки: слово Trump в переводе на русский язык — козырь.) Все последние дни шли…

КОЗЫРНАЯ ИНАУГУРАЦИЯ

(Для тех, кто не понял шутки: слово Trump в переводе на русский язык  - козырь.)

 Все последние дни шли в ожидании инаугурации. В воздухе носились какие-то странные вирусы, бациллы страха, пугающие флюиды.

Прежде всего – необычное количество полиции на улицах… Ничего подобного мы с моей женой Ириной прежде не видели, хотя пережили в Америке уже 4 инаугурации.

Вообще-то первым президентом США которого я видел «живьем» был Рональд Рейган. Видел, правда, очень издалека, во время съезда Республиканской партии в 1988 году в Новом Орлеане. Я был тогда с советской делегацией, и мы, довольно случайно, оказались в этот день в этом городе, и некоторым из нас сделали пропуск на съезд. Рейган тогда прощался со своим президентством, и передавал эстафету Бушу-старшему.

Конечно, я тогда ничего не понял, и английский у меня был на нулевом уровне, но все-таки я там был, и в подзорную трубу видел 40ого Президента США.

Сегодня был приведен к присяге 45й президент – Дональд Трамп. И все Америка присела у телеящиков.

Это довольно необычно.

В Америке далеко не все и не всегда интересуются политикой. Обычный средний гражданин в Америке смотрит спорт, возможно сериалы, молодежь – популярную музыку, ( хотя по телеку редко, больше на своих гаджетах) многие смотрят мыльные оперы, у кого дети – мультики.

Но тут мне кажется, смотрели все. Потому что интересно – что еще «отмочит» наш президент. Что скажет? Кто придет? Кто не придет? Как себя поведет Хиллари? А Мишель? А сам Барак?

(На площади перед Капитолием на этот раз народу было намного меньше, чем 8 лет назад, на инаугурации Обамы. Тому несколько причин: плохая погода, много жесткой секьюрити, лучше видно по телеку. Но главная причина: трамповский избиратель работает. А это был рабочий день. А Обамовский избиратель на «вэлфере». Поэтому у них много свободного времени)

В общем сегодня, 20 января, все мои знакомые (и я) уже с 10 утра были у телека.

Немного телека было и в прошлый вечер, в четверг. Показали инаугурационный концерт. Более унылого зрелища я давно не видел. Выступали какие третьестепенные и мне неизвестные кантри-группы. Сам Трамп сидел и явно скучал, все время с кем-то переговаривался, перемигивался, перешептывался. Вообще он такой типичный холерик, ни секунды не сидит спокойно, даже когда он просто сидит или стоит, по его лицу пробегают какие-то импульсивные движения, глаза бегают, мозги явно где-то в другом месте. В этом смысле его партнер, вице-президент  Майкл Пенс являет разительный контраст: когда он сидит или стоит, то его лицо безмятежно, как у ребенка, оно ничего не выражает.

Не знаю, хорошо ли это или плохо.

***

Что еще я заметил?

Ну прежде всего безукоризненную работу американского менеджмента. Все эти десятки, если не сотни тысяч людей были вовремя приведены и поставлены в нужные места, так чтобы их  могли показывать телекамеры, были продуманы и крупные планы, и средние и общие ( с вертолета) и все в целом являло собой поистине величественную картину. И идеально отмеренное время, и короткие речи тех, кто привык говорить длинно, и речь самого Президента…

Конечно, ничего нового Трамп не сказал. Хотя, как многие считают, он, сначала похвалив Обаму, в дальнейшем полностью его уничтожил, сказал, что он вел страну неправильно, и что вот сейчас, с этого дня он, Трамп, поведет Америку в правильном направлении.

Ну, кто бы сомневался?

Хотя сомневающихся на этот раз много. Намного больше, чем в прошлые разы.

Вчера идя в «Метрополитен оперу» (об этом ниже) мы увидели огромную демонстрацию, которая шагала по Бродвею в сторону Аптауна. Конечно, демонстрация, как всегда, старательно и бережно охранялась сотнями полицейских, но проход по городу был сильно затруднен.

 Еще одна демонстрация (а может и та же самая) была прямо перед домом Трампа, на 5й авеню. Из известных всем людей там был Роберт Де Ниро, и Алек Болдуин, а также менее известный артист Марк Руффало (участвовал во многих фильмах, в том числе  «В центре внимания» и «Мстители»).

Смысл всего этого был такой: мы против, и мы еще себя покажем.

Там же был мэр Нью-Йорка Билл Де Блазио.

Что еще? Машины на которых все приезжали, были сплошь американские. Кадиллаки,  шевролеты, крайслеры. Ничего удивительного: один из главных лозунгов Трампа: buy American, hire American.

Практически все мужчины в черных длинных пальто; у женщин тоже немного разнообразия… Хотя моя жена Ирина Гинзбург отметила, что у всех дам, поголовно были сумочки «Шанель».

Много было знакомых лиц: старик Боб Доул, старик Джимми Картер, Руди Джулиани, Берни Сандерс, Сенатор Мак Кейн… Старушка Клинтон и ее муж с открытым ртом, Буш-младший, со своей дурацкой, но очень честной улыбкой. Ну и десятки, сотни других, которых мы знаем по телевизору многие годы.

Но отметим, что не было практически ни одного известного актера, певицы, писателя, вообще я не увидел деятелей культуры. (может пропустил?)

Это еще раз подтверждает мое подозрение, что люди культуры оказались в невольной оппозиции.

 Так же как журналисты, и как ни странно ...шпионы, люди из спецслужб.

К чему приведет это противостояние – трудно сказать. Но, явно, ничего хорошего не ожидается…

А музыка на инаугурации была хорошая. Совершенно неожиданно выплыл хор из Университета Штата Миссури, который прелестно спел композицию современного композитора Эрика Свенсона «Now they belong», специально написанную для этой церемонии. Совсем непростая, полифоническая музыка, для интеллигентных ушей. И никаких блатных песен, никакого шансона!

Это дает надежду, что все будет хорошо.

 

Инаугурация продолжалась весь день, по телеку были бесконечные речи, и за и против.

Но теперь процесс уже необратим. Президента привели к присяге. Начинаются будни.

Посмотрим что будет делать Президент Трамп в свои первые дни.

Всем интересно.

***

«КАРМЕН» с запасными игроками

Как я уже упомянул, мы шли вчера в “Мет” на оперу “Кармен”.

Я не видел этой постановки, хотя она идет здесь с 2009 года. Но зато еще в 90х мы с Ириной видели здесь постановку Франко Дзефирелли – и это был высокий класс.

Да, многие издевались над этой постановкой, мол эта вампука, там выезжали на лошадях, был огромный хор, все были шикарно разодеты, и вряд ли были похожи на провинциальных жителей Испании.

Но…

Эскамильо был блистательный наш Сергей Лейферкус. Кармен была Вальтрауд Мейер, Хозе был Пласидо Доминго, и Анжела Георгиу была Микаэла. Ну а дирижировал Джимми Ливайн.

И это было незабываемо! Это была настоящая опера, где гениальная музыка переплеталась с потрясающим исполнением. И оркестр, и солисты были на недосягаемой высоте.

Увы, почти ничего хорошего не могу сказать о вчерашнем спектакле. (кстати я всегда восхищался спектаклями МЕТ, и утверждал, что здесь плохих спектаклей не бывает. Я был неправ. Вчера был довольно средний спектакль.)

Правда, было целых две замены. Вместо Марчело Альвареса, одного из великих теноров нашего времени, пел никому неведомый дебютант – Рафаэль Давила.

Он пел так себе. Хотя старался… но видно что он типичный дублер, который выходит на сцену только в экстренных случаях.

Опишу только один момент. В знаменитой «Арии о цветке» он вместо того чтобы уверенно взять верхний си-бемоль, вдруг перешел на фальцет, и эффект от арии был полностью смазан

Кармен - тоже была замена. Вместо прекрасной  Софи Коч была мало известная (мне) Клементина  Маргэйн, кажется француженка. Пела она ничего себе, хотя в голосе вдруг обнаруживались какие-то «проплешины», и некоторые ноты не звучали вообще. Да и внешне, увы, она была так себе, не очень молода, не очень стройна. А ведь мы уже привыкли что Кармен должна быть молода и хороша собой, одним пением здесь не отделаешься.

Что касается самой постановки, то и здесь как-то не получилось. Хотя это и режиссер Ричард Эйр, который мне в принципе нравится. Я видел его «Вертера» Массне

с Кристиной Ополайс, а также «Свадьбу Фигаро». Все было здорово.

Но тут что-то не пошло.

Ну вот самое начало. Отзвучала великая Увертюра ( кстати дирижер тоже так себе, неизвестный мне Ашер Фиш), зазвучала тема судьбы.   И на сцене появились двое, балетная пара. «Вот – подумал я – здорово, это решение! Теперь каждый раз, когда будет звучать эта тема, будет появляться эта пара. Такой пластический лейтмотив.»

Но ни фига подобного. Они появились еще на несколько минут после антракта, и исчезли навсегда. Они оказались не лейтмотивом, а куцым эпиграфом.

В самом начале когда «полуночною толпою все снует и бежит» как гласит старый русский перевод, мы ждем, что будет улица.

 Опять же ничего подобного. Никто не снует и не бежит. Солдаты сидят в казарме, полуодетые, а то и совсем раздетые. И туда приходит невинная Микаэла. Как может Микаэла прийти в казарму – ума не приложу.

Солдаты оживляются, и пытается схватить Микаэлу за разные места, пока Цунига не выясняет, что она – девушка Хозе.

Пожалуй, хороша в этом спектакле только Микаэла – артистка Мария Агреста. Она из Италии, но уже пела в МЕТ в Богеме, а в следующем сезоне будет Лиу в Турандот. Она красивая девушка, с очень сочным сопрано, на нее стоит обратить внимание.

Может быть схожу еще раз, если будет петь Марчело Альварес. Жаль пропустить….

 

***

ПРИКОЛЬНЫЙ ТОЛСТОЙ: МИР БЕЗ ВОЙНЫ

Ну и на закуску – спектакль, который произвел на нас с Ириной ошеломляющее впечатление.

Называется он «Наташа, Пьер и Великая Комета 1812 года». Тут как говорится, не надо ходить к гадалке: ясно что это по «Войне и Миру» любимого нашего Льва Николаевича.

Хотя в названии есть некоторая странность.

Вы думаете, что раз такое название, то дело идет о конце романа, где у Наташи с Пьером завязываются отношения, ну и конечно о войне 1812 года, о комете.

Но ничего подобного.

Тут, как написано в программке, использовано всего 70 страниц из тысяче-страничного романа – там где у Наташи роман с Анатолем Курагиным, когда разрывается ее связь с Андреем Волконским, а Пьер ненавидит и проклинает свою жену, Элен Курагину-Безухову.

Но я не буду вдаваться в подробности соотношения мюзикла и романа. Это слишком долгий разговор, и текст слишком затянется.

Лучше зададимся таким вопросом: Знают ли американцы роман «Война и Мир»? Читали ли они его?

Ответ будет такой: они слышали об этом романе. Словосочетание «War and Peace” им знакомо.

Старшее поколение помнит фильм (с Одри Хепберн и Генри Фонда в главных ролях), а младшее, возможно, смотрело недавний британский сериал.

Но помнят смутно.

 Отчего я так думаю?

Потому что в программке спектакля нарисована схема «кто кому дядя», то есть наглядно прочерчено, что  Пьер женат на Элен, которая сестра Анатоля, который дружит с Долоховым.

Что Мария Д. (На самом деле это Мария Дмитриевна Ахросимова, но американцы решили не засорять голову зрителям слишком сложными русскими фамилиями)   - это старая подруга Пьера, и крестная мать Наташи.

Что князь Андрей и Мария – брат и сестра, и они дети старого князя Волконского.

И все это написано на бумаге, и многократно объясняется во время спектакля.

И кажется, не зря.

Американцы в конце концов все понимают и разбираются во всех сложных хитросплетениях романа Толстого.

(Замечу в скобках, что это не помешало бы и русскоязычным зрителям. Мы все это читали… но многие ли это помнят?)

Я специально спросил у некоторых окружавших меня зрителей, нерусскоговорящих: вам все понятно? И они уверенно мне отвечали: Да, все абсолютно ясно.

Но на самом деле – не удивляйтесь! – это не имеет особого значения.

Здесь все дело в решении, в музыке, в песнях, в игре актеров.

И это потрясающе.

 

Отмечу прежде всего музыку.

Когда я писал о фильме «Ла ла лэнд», то одним из первых я выделил композитора  Джастина Гурвица.

Сегодня я подчеркиваю, что здесь во многом заслуга композитора Дэйва Маллоя. Это он все придумал.

(Видите, я не завистлив, и хвалю своих коллег – если они этого заслуживают.)

Правда, Дэйв  Маллой заслуживает этого трижды.

Он не только автор музыки, он автор стихов, и автор пьесы.

И это уникально.

На самом деле,  такое было, если я не ошибаюсь, только один раз в истории бродвейского театра. Джонатан Ларсен написал пьесу, стихи и музыку мюзикла РЕНТ (Rent). |Этот мюзикл стал своеобразным символом десятилетия, одним  из главных хитов Бродвея, и одним из главных moneymaker’ов. Они заработали более миллиарда долларов при начальном бюджете 10.000.

Там было еще одно обстоятельство, которого, как говорится, врагам не пожелаю. В день премьеры Джонатан Ларсен умер. И это, как многие считают, сильно подняло успех этого произведения…

Но не будем это сегодня обсуждать.

***

Спектакль «Комета» (будем называть его так для краткости) хочется описывать «заново и заново».

Начнем с самого начала. Когда вы входите в зал, вы обнаруживаете, что действие уже идет. То есть что-то происходит, бегают какие-то люди в ярких костюмах, , какие-то работники сцены разговаривают со зрителями, вручают им какие-то бумажки, что-то разъясняют… И звучит музыка.

Вдруг вы улавливаете, что эта музыка вам знакома. Это и «Катюша», и «Эх, дороги» и «Полюшко-поле». Вы понимаете – это прикол. Конечно создатели спектакля понимают, что это не песни времен Толстого, и уж конечно, не песни времен 1812 года. Но это прикольно.

За столиками сидят люди, даже что-то вроде выпивают. Огромное количество людей-зрителей находится прямо на сцене, более 100 человек… Да это и не сцена вовсе, это вроде ресторан, кабак, трактир…

Позже нам объявляют «Добро пожаловать в Казино.» Но  это и не казино… Это скорее кабаре, где возможно все…

Молодые люди бегают по театру, рассказывают зрителям о Толстом, разъясняют схему связи персонажей.

Делаются объявления по-русски, с приятным английским акцентом… Американцы ничего не понимают, но весело переглядываются… Хотя смысл понятен: Выключите телефон, нельзя снимать на камеру и т.д.

Наконец, на сцене все исполнители, и они поют что-то типа Пролога.

This is all in your program You are at the opera Gonna have to study up a little bit If you wanna keep with the plot Cuz it’s a complicated Russian novel Everyone’s got nine different names So look it up in your program We’d appreciate it, thanks a lot.

Примерный перевод:

Это все в вашей программке,

Вы находитесь в опере,

Чтобы следить за сюжетом

Придется немного поднапрячься

Потому что это сложный Русский роман

У каждого персонажа – 9 разных имен

Короче, смотрите в программку,

Спасибо.

Вот такая настройка. И дальше они делают все, чтобы было понятно. Многократно подчеркивают, кто чей брат, а кто чей кузен. И прямо пальцем указывают: он ее любит. Она его разлюбила.

Это конечно прикольно. Обычно в театрах так не делают. Обычно догадывайся сам, кто кого любит, и кто кому дядя. Но как я люблю театр, который заботится о своих зрителях и не ломает им голову по всяким пустякам. Лучше пусть эта «энергия восприятия» не тратится на ерунду, пусть она лучше идет на счастливое слияние с тем, что вы понимаете и с тем, что происходит на сцене.

А на сцене происходит то, что нам, выросшим в России, знакомо с хрестоматийных времен. Андрей Волконский на войне, Наташа его любит, но она одна, и вдруг она встречается с ловеласом Анатолем Курагиным, между ними пролетает искра, и вот она уже в его объятиях, и он хочет ее похитить… Похищение подготавливается, но верная крестная ( Мария Дмитриевна) спасает Наташу… Но теперь Наташа не может принадлежать Андрею, она ему изменила… Но тут появляется Пьер Безухов, который развелся со своей развратной Элен… и конечно Наташа и Пьер соединяются предположительно, в счастливую пару.

И тут, в самом конце на сцене на 15 секунд возникает Комета 1812 года.

Конец.

Конечно, для любителей Толстого эта версия покажется облегченной, и даже оскорбительной.

Но поверьте, это не так. Напротив, все сделано с нежностью и любовью. А иногда с немыслимой удалью и широтой… И все вместе – это такая любимая американцами Россия, из каких-то романов Достоевского, из «Доктора Живаго», (которого никто здесь не читал, но все видели фильм), Россия веселая и нежная, лихая и пьяная, красивая и мощная.

Все это здесь есть.

И колоссальные актеры.

На первом месте конечно – Джош Гробан, звезда первой величины. Мне лень сейчас выписывать, посмотрите сами в Интернете, послушайте. Он любимец американцев сегодня, он поет поп-музыку, не рок, не рэп, не хип-хоп, он поет красивые, милые, лирические песни.

А в этом  спектакле он играет Пьера Безухова. Играет классно. Именно такого интеллигентного дядьку с бородой и в очках (хотя в жизни он без бороды и без очков). Немного неуклюжего, неухоженного, но очень романтичного человека, который не может найти своего счастья, и находит его только в конце, в Наташе. Это действительно прекрасная работа, и я уверен, он получит  премию «Тони» за эту роль.

Жаль одно – он на сцене немного времени. Минут 20 из 2х с половиной часов. Нет, вообще на сцене он практически все время, так сказать наблюдает, что происходит, но играет и поет – минут 20.

Наташа Ростова… Ах, как она прелестна!

Но…

Для российских зрителей это будет сюрприз, наверное неприятный сюрприз, но ее роль играет афро-американка Дени Бентон. Она фантастически поет ( партия Наташи непроста), она удивительно двигается, и она обворожительно красива. И да, она чернокожая! Почему? А ни почему! Американцы давно приучились не замечать расы артистов. Так сложилось в этом кастинге, что мисс Бентон была лучше всех. А в следующем составе возможно роль Наташи будет играть кореянка. Или индуска. А может и ирландка. Или русская. Это ведь на самом деле все равно. Важно какая она актриса, какая певица. А какого цвета ее кожа – все равно! Blind race!  То есть – мы слепые к расе!

Кстати в составе этого спектакля много «нерусских»  по внешности. Там какой-то латинский гитарист, там какой азиат, там какой-то типо индеец. Ну и что? Наслаждайтесь.

Очень тонко и филигранно в этом спектакле работает свет. Поистине удивительные световые волны прокатывается по залу, удивительные мгновенные вспышки в разных концах огромной сцены, какие-то немыслимые световые эффекты.

Самый поразительный номер – «Похищение». Тут появляется новый персонаж – Балага. Вы не найдете его в тексте романа, нет его и в поисковике… Очевидно это придумали создатели спектакля. Как не странно, звучит по-русски вполне правдоподобно.

Кучер Балага…

Ох и лихой артист! Даже напишу его имя – Пол Пинто.

Как танцует, как поет! А когда они заводят песню « Good bye my gypsy love”, то обычно холодные и незаводные американцы (они практически никогда не хлопают во время песен, в отличие от русских, которые заводятся с полоборота), так вот, эти холодные американцы, вдруг начинают подхлопывать и притопывать как безумные!

Но при это в этом спектакле нет никакой разлюли-малины, все сделано очень элегантно, есть сложные с точки зрения музыки номера, есть много полифонии, и сценической и музыкальной. Вообще есть много тонкостей, которые хочется разглядеть, запомнить, расслышать… Но увы, не успеваешь, все летит дальше… Придется купить диск и послушать внимательно.

Я от всей души поздравляю  Ховарда и Джанет Каган, продюсеров этого шоу. Они поистине сотворили чудо. Ну и режиссера  Рэйчел Чавкин, которая поставила этот уникальный спектакль…

Я почти уверен, что премия «Тони» их не минует…

***

А когда спектакль заканчивается, и все начинают расходиться, вдруг включают песню Высоцкого «Ой, Вань, смотри какие клоуны…»

И американцы, конечно, ничего не понимают… Но каким-то шестым чувством понимают, что это прикольно… И улыбаются…

Не знаю, что они думают, когда по телеку часами рассказывают про русских хакеров… Вряд ли это вызывает теплые чувства.

Но то, что после этого спектакля они проникаются  к России нежностью и любовью – это точно…

Пусть лучше будет так.


назад

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж