Московская ночь в эвакуации
06.12.2007
Я готов заплатить штраф, но не позволю себя унижать
Прохладным, поздним осенним вечером, в центре Москвы я вышел от приятеля, к которому забегал на пятнадцать минут, и пошел к машине – а ее не было.
Каждый раз одно и то же Фото: Александр Сергеев
Никто и не ищет
Самая страшная мысль автомобилиста – угнали. Все, привет. Хоть машина и застрахована, знаю от друзей, что это долгая и нудная канитель – заводить уголовное дело, доказывать, что ты не верблюд, что не сам подстроил кражу, чтобы ограбить страховую компанию, а затем муторное хождение по кабинетам и тщетные попытки наших Шерлоков Холмсов найти автомобиль. «Да никто ничего и не ищет», – сказал мне приятель, переживший аналогичное потрясение и до сих пор ждущий страховой компенсации.
Я мотался по тротуару вдоль всего квартала, когда ко мне дружелюбно направился молодой человек, вышедший из стоявших рядом «Жигулей».
– Это ваша серебристая машинка здесь стояла?
– Моя.
– Да вы не волнуйтесь. Ее не угнали, ее эвакуировали. Хотите, отвезу в нужное место? Недорого.
От сердца немного отлегло. Все же не злоумышленники, а стражи порядка, следящие, чтобы все было по закону. Вообще-то я человек законопослушный, просто не заметил знака «стоянка запрещена» – он висел в начале длинного квартала, а я прижался к тротуару в самом конце.
Но – виноват. Значит, должен понести наказание. Ладно, заплачу штраф, и через полчасика буду дома.
Я сел в «Жигули».
Покурить вышли
Сказать, что ехали долго – это ничего не сказать. Была ночь, пробки рассосались, мы ехали по практически пустой Москве не меньше часа. «Нужное место» находилось в глухой промзоне, среди пакгаузов, огромных заборов и бесконечных замусоренных пустырей.
По дороге мой доброжелатель рассказывал леденящие душу истории: мол, в этом месте люди проводят и по пять, и по шесть часов, но вы не волнуйтесь, там есть круглосуточное кафе, перекусите, а к утру и очередь подойдет.
Я думал, шутит. Оказалось – нет.
У плохо освещенного здания посреди пустыря грудились люди.
– Что за толпа? – спросил я.
– Покурить вышли, – сказал водитель. – А толпа внутри.
Зачем унижать
И правда – внутри, в небольшой комнатке на дюжину стульев находилось человек сто. Публика была разная – от мрачных жителей пригородов до народного артиста с узнаваемым лицом. Три потертых окошка открывались примерно раз в 20 минут, следующий в очереди получал свои бумаги, и тут же на подоконнике начинал заполнять. Потом ему выписывали квитанцию о штрафе на 100 рублей, после чего он мог, наконец, ехать на штрафстоянку – к сожалению, на другом конце города. Четыре часа в очереди, час езды до стоянки, где мне отдали машину, еще час до дома. Словом, вернулся, когда люди уже шли на работу.
Мой провожатый взял с меня 3000 рублей – действительно, недорого за шесть часов ночного стояния на холоде.
Зачем все это? Штраф – понятно. Но зачем издевательство над людьми? Зачем ночью посылать автовладельца сначала в один конец города, а потом в другой? Унижать его многочасовой очередью?
Хамство и коррупция
Я долго жил на Западе, неплохо знаю и Америку, и Европу. Нарушение правил стоянки автотранспорта и там считается нарушением закона, и нарушители несут наказание. Меня тоже, случалось, штрафовали. Но нигде, ни в одной стране нарушитель правил не подвергается такому изощренному издевательству.
Если в центре столичного города нет цивилизованных паркингов, это вина не автомобилистов, а городских властей. Почему же первыми наказывают не тех, кто виноват? Потому что так проще?
Лет двадцать назад казалось, что от хамства продавцов, официантов и ремонтников страна не избавится никогда. Но хватило нескольких лет рыночной экономики, и российский сервис поразил нас своей вежливостью и предупредительностью. А в чиновничьих кабинетах по-прежнему цветет пышным цветом традиционное совковое хамство, то есть элементарная коррупция.
Круговая порука
Когда я прочитал эту заметку приятелю, он засмеялся и сказал: «Ты что, не понимаешь? Плевать им и на городскую казну, и на ремонт дорог. Они же думают только о своем заработке.
Эвакуаторы – это большая частная лавочка, где все повязаны круговой порукой и друг другу отстегивают. Каждый эвакуированный автомобиль пополняет карман владельца эвакуатора на 1000 рублей. 10 автомобилей – 10 тысяч. Нормальный заработок за день?
Я, конечно, не уверен, что его слова – правда. Но если в них есть хотя бы доля истины, тогда все становится понятно.
назад