Сайт Александра Журбина. Главная страница




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















Журнал «Музыка для синтезатора»

КОЛОНКА РЕДАКТОРА



№5 за 2006 год

Выбор героя для титульной статьи этого номера, возможно, вызовет у наших постоянных читателей законный вопрос – а причем тут “Музыка для синтезатора”? Но будучи знакомым с Александром Журбиным более трех десятилетий, я точно знал, что эта встреча будет интересна для вас, как были интересны и насыщены событиями все мои встречи с ним. Вспоминаю и зонг-оперу (в советские времена название “рок-опера” было чем-то запретным) “Орфей и Эвридика” в 70-е годы прошлого века в Летнем театре в Сочи с юными Альбертом Асадулиным и Ириной Понаровской в главных ролях, и первые песни, которые Саша приносил в мой ансамбль “Добры Молодцы”, и многочисленные фестивали, где мы вместе выступали, и общение в Доме творчества композиторов в Рузе. Заходя к нему в дачу, я видел, что пол, стол и все возможные плоскости были застелены нотными листками. А Саша, как шахматист во время сеанса одновременной игры, сделав какие-то пометки в одной стопке бумаги, переходил к другой. Таким образом, Журбин стремительно работал сразу над несколькими проектами одновременно. Он объяснял мне: “Как только я чувствую, что выдыхаюсь на одной партитуре, то сразу перехожу к следующей. Так я отдыхаю, не прекращая работы”. Оригинальный, эффектный, а главное, эффективный принцип работы.

Я подумал, что мое, уже устоявшееся представление о нем, вероятно, будет весьма традиционным, поэтому попросил побеседовать с ним представителя современной молодежи, талантливую журналистку Майю Медкову. И не ошибся, материал получился интересный и информативный.

Анонс-приглашение на наш ежегодный концерт в Доме композиторов, который состоится 28 ноября, я писал с некоторым нетерпением, так как жду от этого концерта многих интересных моментов. Любопытно, чем нас порадуют старожилы. Наши композиторы “ваяют” свои произведения практически целый год и каждый раз дарят нам удивительные открытия и находки. Кроме того, впервые выступит со своей пьесой “Feel Digital” молодой автор Дмитрий Субочев. Несколько лет назад Франсуаза Барьер по просьбе жюри знаменитого конкурса в Бурже спрашивала меня, кто такой Дмитрий Субочев из Москвы, которому они присудили премию. Для меня эта фамилия тогда была совершенно неизвестна. Я узнал, что он учился в классе композиции в гнесинском колледже у моего друга, замечательного педагога и композитора, профессора Юрия Воронцова (кстати, Артём Васильев тоже его ученик). Далее я часто встречал имя Дмитрия Субочева в программах концертов и фестивалей электроакустической музыки, но лично познакомиться нам довелось лишь весной нынешнего года, когда он показывал в Союзе композиторов несколько своих электронных пьес, выполненных высокопрофессионально и оригинально. Я сразу подошел к Диме и предложил ему написать заметку для нашей рубрики “Обмен опытом”. Несколько месяцев ждал этой статьи. К счастью, Юлия Дмитрюкова взялась помочь Диме в реализации этой работы. Я думаю, вы с интересом прочтете, как “лепилась” эта композиция, что послужило ее основой, какая техника использовалась при создании. А услышать пьесу вы сможете на нашем концерте.

Неслучайно в программе нашего концерта, опубликованной в этом номере, оказалась фотография Андрея Родионова с его авиамоделью. Именно авиамоделизму и, в частности, изображенному на фото самолетику обязана своим рождением его пьеса “Вечный Джет”. Андрей готов часами рассказывать об испытаниях и полетах авиамоделей. Я узнал, что этот спорт совсем не безопасен. Отмечались (хоть и редко) даже случаи гибели людей, когда модель попадала в зрителей. Модели терялись, улетая в неизвестном направлении, разбивались. В этом спорте, как и в электронной музыке, сконцентрированы самые передовые технологии. Но для нас главное, что звуки, тембры и адреналин, которые сопровождают эти полеты, привели к рождению электроакустической композиции. Андрей также приглашает читателей принять участие в Интернет-форуме, где можно обсуждать проблемы электронной музыки, звукозаписи, музыкально-компьютерные вопросы.

Мы публикуем следующий раздел “Заметок об электронной музыке” Эдуарда Артемьева, работу над редакцией которых продолжает Юлия Дмитрюкова. Надо признать, что в настоящем виде этот труд приобретает совершенно новое и современное звучание, хотя написан более полутора десятилетий тому назад. Юлия также подготовила к печати новую главу книги Валерия Белунцова.

Продолжение рассказа о “Дартмутской программе электроакустической музыки” прислал из США Юрий Спицын. О летних “гастролях” АНСа в Русском музее мы узнаем из статьи Станислава Крейчи. От себя должен добавить, что разобрать, упаковать и перевезти в Северную столицу синтезатор полувекового возраста весом более двух центнеров и там вновь собрать, чтобы озвучить выставку русского художника-авангардиста Павла Филонова, а потом все это повторить в обратном направлении – само по себе является подвигом, хотя Станислав об этом и не пишет. Записки С. Крейчи о культурной составляющей этого вояжа несомненно заслуживают внимания.

Как всегда рассказывает о новых выступлениях в Культурном центре ДОМ и представляет новинки Hard & Soft Олег Макаров. Здесь наиболее интересным мне показалось описание только что вышедшей 4-й версии знаменитой программы Cubase. Я сам 15 лет назад преподавал эту программу, написанную в то время еще для компьютера Atari, на семинаре по электронной музыке в Экспериментальной лаборатории электронной и компьютерной музыки при Союзе композиторов СССР. Среди участников семинара был тогдашний проректор Московской консерватории, а ныне министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов. Несмотря на тот же принцип работы, нынешняя версия программы отличается от начальной как современный сверхзвуковой лайнер от “Запорожца”.

В заключение хочу сказать, что в одном из ближайших номеров мы надеемся приложить к журналу компакт-диск с наиболее интересными записями электроакустической музыки, чтобы вы могли не только читать о теории и истории вопроса, но и услышать, о чем, собственно, идет речь.

Анатолий Киселев
Журнал «Музыка для синтезатора»
Адрес статьи: http://www.synthmag.narod.ru/red0506.htm

назад

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж