Сайт Александра Журбина. Главная страница




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















04.12.2010

Александр Журбин в особо крупных размерах // Культура-Портал, 4.12.2010

Александр Журбин в особо крупных размерах

Дмитрий МОРОЗОВ


Александр Журбин празднует свое 65-летие. С большим размахом: вот уже месяц в Москве почти на двух десятках различных площадок проходит организованный при поддержке Министерства культуры РФ фестиваль “Александр Журбин: музыка, театр, кино”. И знаменитый композитор предстает перед публикой практически во всех своих ипостасях, кроме разве что балетной. Главным же событием юбилейных торжеств мыслилась и действительно стала мировая премьера Четвертой симфонии “City of the Plague” (“Город Чумы”) в Светлановском зале Дома музыки.

Такого от Журбина не ожидал, наверное, никто. В академических жанрах композитор творит не так уж и редко, но тут перед нами – полотно “в особо крупных размерах”, уже окрещенное кем-то новой “симфонией тысячи участников”. На самом деле, конечно, их было едва ли больше двухсот, но сам ассоциативный ряд имеет под собой некоторое основание, благо и время звучания (более полутора часов) вполне малеровское, и смелость замысла. Удивительным казался и сам выбор темы, поскольку композиторов со столь позитивным мироощущением в наши дни надо еще поискать. И вдруг – чума. Вдохновившись трагедией Джона Вильсона, давшей заглавие симфонии, Журбин взял оттуда один эпизод, присоединив к нему едва ли не все, что существует на эту тему в мировой литературе, – от Блаженного Августина до Боккаччо, Дефо, Камю, Арто, Маркеса и других. Такая вот музыкальная “энциклопедия чумы”. Не обошлось, конечно, и без пушкинского “Пира во время чумы” (являющегося, впрочем, не чем иным, как переводом из той же трагедии Вильсона). Ключевыми для композитора стали слова Арто о том, что чума – не болезнь, а проклятие Божье.

Сам Журбин перед началом концерта поведал, что вынашивал этот замысел лет двадцать, а писал симфонию (являющуюся, по его словам, “чем-то средним между симфонией, ораторией и даже оперой”) целых три года, что для него совсем не характерно (“обычно я пишу быстро”). Результат поразил многих. Перед нами предстал композитор совсем иного масштаба, чем можно было себе представить. Четвертая симфония – не просто творение мастера, это действительно настоящая, большая музыка, оставляющая сильное впечатление. На должной высоте были и Валерий Полянский со своей Госкапеллой, подготовившие и исполнившие это непростое сочинение наилучшим образом. Удачным оказался и подбор солистов (Татьяна Федотова, Олег Долгов, Дмитрий Бобров, Сергей Топтыгин и другие).

Остается ожидать, что к своему следующему юбилею Александр Борисович создаст нечто столь же масштабное и в оперном жанре.


назад

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж