Сайт Александра Журбина. Главная страница




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















Александр Журбин: «Популярность мюзиклов — признак появления среднего класса»

Композитор Александр Журбин — автор около двух сотен песен, музыки более чем к пятидесяти художественным фильмам, а также ряда классических произведений – симфоний, концертов, сонат. Он написал так же шесть опер и шестнадцать мюзиклов. Но прежде всего он известен как автор первой тогда еще в СССР рок-оперы «Орфей и Эвридика». Недавно композитор приезжал в Петербург для представления новой версии этой оперы. И большинство вопросов читателей «Фонтанки» к Александру Журбину связаны именно с этим – уже можно сказать – легендарным – произведением.

— «Легально ли Вы в середине 70-х в нашей стране писали РОК-оперу? Ведь рок, кажется, был запрещен. Не возникло ли в связи с этим каких-то трудностей с постановкой и показами?» (Саша)

 — Конечно, писать рок-оперу в СССР в середине 70-х годов было опасно. Нет, уже никого не сажали и не расстреливали, но сломать карьеру и жизнь могли легко. И такие попытки были и в отношении меня — были зубодробительные рецензии, обсуждения моего «вопроса» на «закрытых партактивах». Но каким-то чудом «Орфей» все это «проскочил». Получилось так, что спектакль существовал как бы вне зоны действия репрессивного аппарата. Может, где-то сочли, что, мол, пусть живут — должна же быть отдушина, «выпуск пара»... В общем, трудности свелись к сокращению нашего гонорара. Я получал денег в четыре раза меньше, чем должен был получать по закону. И тут ничего поделать было нельзя.

— «Вы как-то сказали, что «Орфей и Эвридика» — это зонг-опера. А чем друг от друга отличаются зонг-опера, рок-опера и мюзикл? Ведь везде поют и танцуют?» (Jolly)

 — Зонг-опера, рок-опера, мюзикл – все это очень близко, границы между ними размыты. Зонг-опера на свете существует только одна – «Орфей и Эвридика». Мы придумали это чтобы укрыться от начальства, которое запрещало слово «рок». Но вообще рок-опера – это мюзикл, в котором музыка близка по стилю к року. Наиболее характерные примеры – "Tommy" и "Hair". Вот "Jesus Christ" – ближе к традиционному мюзиклу.

— «Кто подбирал артистов для «Орфея и Эвиридики»? Как вы считаете, Понаровская и Ассадулин стали популяными после оперы или были до нее?» (Валентина Игоревна Мирошина)

 — Артистов для исполнения ролей подбирал Анатолий Васильев. И думаю, что и Понаровская и Ассадулин стали после Орфея гораздо более популярными.

 — Насколько известно, новый двойной компакт-диск будет включать в себя оригинальную версию 1975 года и более современную версию. В связи с последней пришел вопрос: «Почему спустя почти 30 лет вы решили снова повторить «Орфея и Эвридику»? Есть там какие-то отличия от старой версии?» (Анжела)

 — Да, новая версия CD «Орфея» отличается тем, что она полная. В ней записаны те куски, которые раньше не входили ни в какие записи произведения — в том числе Увертюра, Хоры и т.д.

— «Почему в новой версии «Орфея и Эвридики» вы решили изменить концовку на печальную?» (Валентина Игоревна Мирошина)

 — Концовку «Орфея» изменил не я, а режиссер Владимир Подгородинский. Мы, авторы, посмотрели и дали согласие на эту трактовку. Режиссер считает, что в наше время у «Орфея» конец должен быть именно такой.

— «Правда ли, что «Орфей и Эвридика» может попасть в книгу рекордов Гиннеса? И какие рекорды она установила?» (lapka)

 — Для этого есть сразу несколько параметров: например, спектакль идет в течение 28 лет — правда, с перерывами. Сыграно уже около 3 000 спектаклей. И, наконец, 28 лет артист Богдан Вивчаровский играет одну и ту же роль (перевозчика душ Харона – авт.). Но посмотрим, как все получится. Ведь это все надо подтвердить аутентичными документами, а я не уверен, что все они найдутся.

 — Зная о том, что вы — автор почти 30 мюзиклов, читатели задают вопросы связанные и с этим жанром. «Свои мюзиклы Вы писали в Америке, для постановки в США или не только? Имеют ли вообще в Америке успех мюзиклы (ну, или рок-оперы) написанные зарубежными – в частности, русскими – композиторами, или у них своих авторов полно?» (М.С.)

 — В Америке никогда ничего иностранного в жанрах массовой культуры не имело успеха. И если еще в области балета или классической музыки бывают исключения, то в области мюзикла и шоу-бизнеса исключений практически нет. Например, на моих глазах провалился голландский мюзикл «Сирано де Бержерак» и французский «Роза». С особенно большим треском провалился польский мюзикл «Метро» — его просто закрыли через неделю после премьеры, с ужасными статьями в газетах.

Мой мюзикл шел не на Бродвее, а в Walnut Street Theater в Филадельфии. Он имел относительный успех – 2 месяца игрался каждый день и при полном зале. Но все другие мои проекты не были реализованы на высоком уровне. Америка в этом жанре чужаков не подпускает.

— «Как вы считаете, почему в последние годы мюзиклы в России так популярны? Смотрели ли вы российские мюзиклы и наши постановки импортных (например, «Чикаго» или «Нотр Дам де Пари»)?» (М.С.)

 — То, что мюзиклы в России популярны, говорит о том, что здесь народился средний класс — появились люди, желающие не только хорошо жить, пить и есть, но и хорошо развлекаться. Однако таких людей, очевидно, немного, поэтому мюзиклы один за другим закрываются. В будущем сезоне из старых останется только «Нотр Дам». Из последних постановок мне очень понравился мюзикл «Иствикские Ведьмы». Там слабоватая музыка, но, с точки зрения постановки, это — супер.

— «Когда и почему вы уехали из России? Сразу ли удалось устроиться в Америке?» (Машенька)

 — Вопрос о том, почему я уехал и как я жил в Америке – очень сложный. Поэтому я лучше отошлю вас к моим двум книгам и моему сайту www.Zhurbin.com

 — Почему Вы не возвращаетесь?

 — Мне лучше там, где у меня есть работа, любимое дело. Сейчас мне лучше в России, где я и провожу большую часть своего времени.

— «Я где-то читал, что в момент трагедии 11 сентября 2001-го года Вы были в Нью-Йорке и даже неподалеку от Всемирного торгового центра. Если можно, расскажите о том, что видели и о ваших ощущениях?» (Андрей Калугин, NY)

 — Да, я был там во время теракта, на расстоянии ста метров от WTC. Но я не хочу об этом говорить (см. об этом в моей книжке «Александр Zhurbin.comпозитор»). Скажу лишь, что шок у меня до сих пор не прошел и, наверное, не пройдет никогда.

— «Какое влияние оказали на ваше творчество женщины?»

 — Женщины – одно из главных вдохновений моей жизни. И многие мои

произведения посвящены моей жене – Ирине Гинзбург.

— «Уважаемый Александр! Почему Вы переиздаете в России «Орфея», но не выпускаете чего-то нового? Вы же вроде продолжаете что-то писать, зачем же тогда переиздавать старое?» (Serg)

 — Новые мои диски, я надеюсь, не за горами. Да, я много пишу, но мало записываю. И надеюсь этот баланс изменить в сторону большего числа хороших качественных записей.

— «Музыку для фильмов еще пишете?» (киноманка)

 — Для кино – да, пишу. И сейчас у меня есть несколько кинопроектов, но не буду об этом пока говорить. Не буду из суеверия – все эти проекты еще в процессе создания.

— «Расскажите, для чего вы пишите классические произведения типа всяких симфоний, концертов для фортепиано с оркестром... Это популярно? Или прибыльно? Или просто «душа просит»?» (Дмитрий Л)

 — «Классическую» музыку я писал всегда и, надеюсь, буду писать и дальше. Правда, это скорее для души — никто ее не слышит, и исполняется она крайне редко (последний раз в Москве мой Концерт для скрипки с оркестром игрался в 2001 году). Никакой славы или денег это не приносит. Я просто считаю, что это мой долг – и не могу без этого.

 — Какие впечатления у Вас остались от последнего приезда в Петербург?

— Петербург я очень люблю, и всякий приезд для меня праздник. Сейчас вся эта предъюбилейная суета очень мешает жить, но мне кажется, через пару лет Питер станет нормальным европейским городом, гигантским туристским центром, типа Неаполя или Амстердама. А быть столицей ему совершенно ни к чему.
Ольга Белова
Фонтанка, 23.06.2003
Адрес статьи: http://www.fontanka.ru/61351

назад

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж