Сайт Александра Журбина. Главная страница




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















14.08.2010

Программа "Мюзик-холл" о мюзикле А.Журбина "Биндюжник и король" //Радио России

12.08.2010 12:44 МСК  Программа "Мюзик-холл"

Здравствуйте! С вами Михаил Предтеченский. На счету Александра Журбина (которому, напомним, накануне исполнилось 65) боле 20 рок-опер и мюзиклов. У каждого спектакля - своя история. Но об одном мюзикле Александра Журбина хотелось бы сказать особо. Называется он "Биндюжник и король". Именно этому произведению посвящена наша вторая программа о мэтре.

Итак, почему же из многочисленных мюзиклов Журбина мы выбрали именно этот, написанный в середине 80-х годов. Об одной причине поговорим несколько позже. Ну а вторая - по порядку, но отнюдь не по значению заключается в том, что большинство знатоков российского музыкального театра считают "Биндюжника и короля" лучшим отечественным мюзиклом в истории жанра. Кстати, с этим, не боясь быть нескромным, согласен и сам Александр Журбин.

Александр Журбин: Действительно, я считаю, что это произведение близко к шедевру, уж извините, что я так вынужден говорить о своём произведении. Во-первых, у него замечательное либретто, которое написал Асар Эппель. Он – великолепный мастер, жалко, что мы с ним больше не сотрудничали. Во-вторых, музыка удалась. Пьеса оказалась удивительно подходящей для мюзикла. Страсти, которые там кипят: и любовь, и ревность, и деньги, борьба за наследство старика Менделя. Яркие сочные персонажи, которые просто просятся на музыку. У меня получилась музыка, адекватная персонажам. Она сочетает простенькие одесские мотивчики и абсолютно мощные, симфонические куски.

Танго Бени, например, - это песенка Бени Крика в исполнении Максима Леонидова. В конце 80-х по мотивам мюзикла Журбина был снят художественный фильм с участием Армена Джигарханяна, Татьяны Васильевой, Зиновия Гердта. Но лента, увы, прошла незамеченной. Ну а вообще идея сделать мюзикл по пьесе Исаака Бабеля "Закат" принадлежит замечательному драматургу Асару Эппелю. Александр Журбин вспоминает, что либретто, которое принес ему Эппель, было столь выразительным, а тексты столь остроумными и талантливыми, что было бы преступлением не написать к ним хорошую музыку.

Одесса 1913 года. Молдаванка. Семья владельца извозопромышленного заведения Менделя Крика. Его сын Беня, перезрелая дочка Двойра, ее жених Мосье Боярский, и, конечно же, сам старик Мендель, решивший уйти из семьи и жениться на 20-летней красавице Марусе. Чего ни в коем случае не может допустить Беня. Ведь Мендель Крик-старший решил продать свое предприятие, забрать деньги и уйти к молодой невесте.

Едва ли не каждая песня мюзикла Александра Журбина и Асара Эппеля "Биндюжэник и король" - потенциальный шлягер. Явление редчайшее. Однако (и в этом одна из загадок спектакля) он никогда не пользовался большой популярностью. В конце 80-х его поставили в театре имени Вахтангова, публика ходила на спектакль с удовольствием. Было еще несколько удачных постановок в провинции. Но не более того. "Биндюжник и король" не приобрел той популярности, какую он заслужил. Сам Александр Журбин, конечно же, огорчен этим, но отнюдь не удивлен.

Александр Журбин: В России и в других республиках бывшего Советского Союза это было популярным произведением, но вместе с тем большого резонанса у него не было. Причины две. Во-первых - Бабель, во-вторых - еврейская тема, которая никогда не была популярна в России, ведь, сейчас "Скрипач на крыше" идёт, а большого резонанса тоже нет.

Единственный город, в котором "Биндюжника и короля" по-настоящему любят и помнят – это, разумеется, Одесса.

Александр Журбин: В Одессе этот мюзикл пользуется большим успехом. Они считают его своим. Я был там первого апреля на Празднике смеха. Мне подарили "Золотой стул", который вручается только знаменитым одесситом. Я никакой не одессит, но они считают меня им, так как я автор такого замечательного национального мюзикла. Когда я играл фрагменты мюзикла на сцене, мне подпевала вся Одесса.

Кстати, мюзикл "Биндюжник и король" еще интересен и тем, что стал единственным российским музыкальным спектаклем, который поставили в США.

Александр Журбин: Он попал туда без моего подталкивания. Было это в конце 1989-го или в начале 1990 года, когда в Москву приехал продюсер Бернард Хауард. Его водили по театрам и показывали мюзиклы. Он посетил театр им. Вахтангова, где шёл "Закат", ему он очень понравился. Я хотел бы встретиться с композитором, режиссёром, либреттистом. Меня нашли и привели к нему. Ему так понравился спектакль, что попросил разрешения у меня сделать американскую версию этого мюзикла. Он взял и довёл дело до конца. Мы пригласили американского либреттиста, он многое переделал для того, чтобы переложить текст на английский язык. Он не понимал особенностей эппелевского текста и написал так, как их учат, чтобы всё было действенно, в американском духе, когда всё должно работать на сюжет. Спектакль шёл два месяца подряд в Филадельфии. Были хорошие рецензии. Дальше развитие, к сожалению, не пошло. Многие продюсеры хотели его перетащить к себе в театры, но оказалось, что это было очень дорого.

Кстати, а Америке этот мюзикл шел под названием "Как это делается в Одессе". И, хотя, большого успеха он не добился, сам Журбин считает, что работа в американском театре стала для него бесценным опытом. Ну а что касается замечательного мюзикла "Биндюжник и король", то Александр Журбин уверен: этот спектакль мы еще обязательно увидим.

Я думаю, что у этого мюзикла всё ещё впереди. Придёт режиссёр и поставит его с какими-нибудь мощными артистами. Такой материал, ведь, он просто не должен лежать, а быть на сцене. Многие считают, что он как и "Скрипач на крыше", являются классикой этого жанра.

Действительно музыкальных спектаклей такого класса, как "Биндюжник и король" у нас очень мало, а значит мы обязательно увидим его снова на сцене. Раньше или позже! Хотя лучше, конечно, раньше.

Пользуясь случаем, ещё раз поздравляем Александра Борисовича Журбина с 65-летием. Будем ждать новых мюзиклов и рок-опер мэтра.

До следующей недели и следующего мюзикла!

"Мюзик-холл". "Биндюжник и король" от 11.08.2010

Послушать запись программы можно здесь: http://www.radiorus.ru/news.html?id=493904.




назад

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж