Сайт Александра Журбина. Главная страница




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















30.03.2009

Александр Журбин: жить - так с музыкой! (интервью)

Русская община в Америке имеет много причин для гордости собcтвенными представителями.
Широкая, совсем не иконная улыбка композитора Александра Журбина всегда была для нас знаковой и в то же время свойской: звезда - и вроде родственник!
Музыкально-драматический театр «Блуждающие Звезды», фестиваль русского кино в Нью-Йорке, многочисленные концерты и встречи -  и всегда он на сцене или рядом со зрителем, приветливый, открытый для контактов, звездной болезнью абсолютно не пораженный... Многое в культурной жизни Города Большого Яблока  связывалось с его именем, и мало кто знал о неоднозначном статусе маэстро: «композитор с проживанием». Это значит, приглашен -  стало быть, к Новому Свету формально не привязан... Когда свойская улыбка просияла  на прощание и Журбин несколько лет назад уехал в Россию, мы, любители его творчества,  непонимающе пожали плечами... Вернулся - обрадовались, но на всякий случай не очень бурно: а вдруг опять ненадолго?

- Куда  же, а главное, зачем уезжать от  любви народной?

- Жизнь, судьба сами строят человека. Когда в свое время я отправлялся в Америку, меня тысячу раз спрашивали, почему - и в интервью, и в личных беседах: вроде и музыкальная карьера, и семейная жизнь в России вполне складывались, на недостаток профессионального признания жаловаться не приходилось. А вот - уехал, и ничего, кроме «так получилось», добавить по сей день не могу! Двенадцать лет, проведенных в Америке, - это замечательное время и бесценный жизненный опыт, который оказался в российских условиях весьма нужным. Понял, что означает слово «менеджмент», оно очень конкретное: если кто-то наивно думает, что Россия вдруг стала  деловой и все в ней подчиняется уму и логике, - это, мягко говоря, неточно. Моя книга «Как это делается в Америке» - по сути, обобщение здешнего опыта, который очень помогает в Восточном полушарии.

- Что удалось и что не удалось «композитору с проживанием» за  время пребывания в Новом Свете?

- Удалось - многое! Русский театр, журналистика, просмотр огромного количества американских мюзиклов и фильмов - я их не просто смотрел для удовольствия, но имел возможность увидеть, как они делаются - то есть проникнуть в кухню. Занимался также кинопродюсерством и преподаванием истории кино в колледже. Время было прекрасное, - но все-таки не покидало ощущение, что свое прямое жизненное предназначение я не выполняю: музыку для театра и кино в Америке практически не писал. Россия позвала назад - и соблазн оказался велик: работать композитором в кино и в театре, выступать с концертами по стране!  С тех пор так и езжу с Запада на Восток и обратно.

- Но  Америка - это по-прежнему больше творческий отпуск, нежели собственно творчество?

-Не совсем так. Есть много интересных проектов, над которыми сейчас работаю: один из них - мюзикл на русскую тему, который давно и с успехом идет в Москве. Здесь рассекречивать его пока рано: не все делается в мгновение ока, экономическая часть довольно сложна. Но когда находятся деньги, постановку можно осуществить быстро - недели за три.  В качестве продюсера и композитора принимаю участие в работе над фильмом известного режиссера Славы Цукермана «Perestroika”. К Горбачеву лента отношения не имеет, это любовная история - точнее, любовно-научная: атомщик возвращается в Россию спустя много лет. В фильме, премьера которого ожидается совсем скоро, заняты две звезды первой величины:  Ф. Мюррей Эбрахам, сыгравший Сальери в «Амадеусе» Милоша Формана, и Сэм Робардс - его зрители помнят по фильму «American Beauty”, по ряду других фильмов и телешоу. Новый фильм не из стандартных голливудских: обещаю, что будет интересно. Что называется, следите за рекламой.

- Реклама также приглашает на скорый концерт композитора Александра Журбина в  любимый народом брайтонский Шорфронт: приличная сцена, нет  этих запредельных ужасающих цен на билеты... Можно подробнее о программе?

- Зрителю будет представлено большое количество моих «русских» работ - для кино, для театра. Многие, вероятно, знают, что я написал музыку к фильму «Тяжелый песок» режиссера Антона Барщевского, а до этого - к «Московской саге» той же творческой группы. В нынешнем концерте впервые будут исполнены  две песни из «Тяжелого песка». Одна не вошла в фильм по сценарным соображениям, другая вроде как вошла, но была безнадежно испорчена рекламой, которую сейчас принято пускать сразу под финальные титры: первый куплет прозвучал - и тут же диктор начал бубнить про какую-то зубную пасту...

В нашем концерте песни «Поезд» и «Эники-беники» зритель услышит вживую и без коммерческих помех. Кроме того, прозвучат фрагменты из многочисленных русских мюзиклов по произведениям Набокова, Чехова, Шолом-Алейхема, Бабеля на мою музыку, которые достаточно успешно идут в Москве . Будут использоваться видеозаписи - включая довольно редкие - многих московских спектаклей.

Моя супруга Ирина Гинзбург выступит с презентацией своей новой книги «Игра слов», представит она и новый диск песен. Что ожидает зрителя еще? Вполне возможен сюрприз - появление нашего сына, композитора и музыканта Льва Журбина.  Он играет на инструменте, не поддающемся классификации: это такая своеобразная, специально для него сделанная шестиструнная скрипка, называется фамиола. Почему сюрприз лишь возможен, а не гарантирован? Пусть моя гордость окажется в этот раз сильнее скромности: сын сейчас работaет в кинопроекте с Френсисом Фордом Копполой, график сверхплотный... Еще будут ответы на их вопросы - любые, самые заковыристые. Рассказы о российской светской жизни... Достаточно?            

- Не вполне. Многие киноманы по-прежнему задаются вопросом, отчего маэстро «оставил старанья», перестав устраивать фестиваль русских фильмов в Нью-Йорке?  

-Фестиваль я придумал ровно десять лет назад и занимался им с великой радостью: рассматривал его как явление в основном  просветительское, в меньшей степени коммерческое.  Традиция подхвачена, сейчас его готовят другие люди - по-своему,  в меру собственного понимания значимости этого события. От пропаганды фильмов я пока отошел,  но кино по-прежнему обожаю, постоянно его смотрю, имею дома огромную видеотеку. Знаю, что происходит в американском кинематографе, что в русском...

- В русском - так ли все печально, как обстояло несколько лет тому назад?

-Знаешь, нет. Есть интересные имена и интересные работы: например, Тодоровский снял блокбастер «Стиляга» - неплохо. Замечательный режиссер Алексей Учитель сделал фильм «Пленный» по рассказу Владимира Маканина: счастлив тем, что имя Учителя прозвучало на моем нью-йоркском фестивале, когда демонстрировался фильм «Дневник его жены» и режиссеру достался приз. Алексей Герман-младший завершил «Бумажного солдата». Выхода фильма его отца Алексея Германа-старшего по мотивам повести братьев Стругацких все ждут достаточно давно - делиться предположениями, что это будет, я бы сейчас не стал.  Ну, Звягинцев прославился...

-Прозвенел... Помолчу... А что из себя представляет сейчас российская артистическая жизнь в целом?

- Она очень яркая и насыщенная: премьеры, спецпоказы, презентации  - настоящий светский блеск! Абсолютно не стыжусь сказать, что быть в гуще такой жизни мне нравится. Правда, не потускнеет ли она во время всеобщего кризиса - сказать трудно.

-Быть в свете приятно, а участвовать в политике?

-Кто-то сказал, что я участвую?

-Поставим вопрос иначе: трудно быть на виду и оставаться от нее в стороне?

- Политика - это то,  к чему стараюсь не иметь отношения, хотя в свое время друг-адвокат вовлек меня в работу партии «Гражданская сила»: была такая - небольшая, наивно ратовавшая за свободу и жизнь по западным законам. Это в принципе можно назвать моментом близости к политике, хотя членом той партии я не был.

- Отчего же было не рискнуть? Политики в России нынче не бедны.

-И я не беден, но хотел бы, чтобы мне честно платили за мое ремесло, а не за участие в какой-нибудь авантюре: все эти пирамиды, концессии - спасибо, не надо.  Опера, симфония - да, а сесть в высокое кресло и возглавить какой-нибудь аферный «борд» - пусть кто-нибудь другой. Ну, не куплю свой остров или частный самолет - проживу. Приходите на концерт: если что не досказал - спросите...

Беседовала Бэла Гершгорин
Русский базар


назад

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж